Powered By Blogger

вторник, 26 мая 2015 г.

«Возвращение в страну 
безграничных возможностей»


«Для тебя я сделаю так, что ты получишь гражданство за пять минут» - сказал Президент Виктор Ющенко французскому предпринимателю. Пройдет не пять минут, а больше восьми лет, в стране сменятся два президента, и Мишель Терещенко наконец то получит паспорт гражданина Украины.

Совсем нетипичный случай. Успешный бизнесмен не только меняет место жительства, но и отказывается от комфорта французского гражданства, чтобы стать полноправным гражданином Украины в самый тяжелый для нее исторический период. В чем же причина, казалось бы, столь нелогичного поступка? Ответ на этот вопрос Мишель Терещенко дает в своей автобиографической книге «В поисках клада семьи Терещенко». Это его вторая книга. В своем же дебютный романе «Первый олигарх» он рассказывает историю рода Терещенко и в частности Михаила - без преувеличения, гениального дедушки автора.

Нет, это не обман зрения :) 
Мишель Терещенко - прямой потомок династии выдающихся сахарозаводчиков и меценатов. Вот уже больше века киевляне учатся в многочисленных учебных заведениях, молятся в церквях и лечатся в больницах, которые построили потомки Артемия  - основателя всесторонне талантливого дворянского рода.

Но хранят память о своих меценатах не только благодарные киевляне. Огромный вклад внесли представители династии и в развитие Глухова - небольшого городка у северной границы с Российской федерацией. Этот город богат своей историей - в Глухове избирали четверых украинских гетманов. Здесь же в Трех Анастасиевском соборе похоронен Никола Терещенко - прапрадед автора книги. Именно у гробницы своего предка, прах которого не тронуло ни время, ни вандалы, Мишель понял, что теперь его будущее неразрывно связано с Украиной.


В своей книге Мишель Терещенко рассказывает о первых десяти годах, которые он в прямом и переносном смысле провел на богатой украинской земле. Десять лет - большой промежуток времени в жизни человека. В автора книги эти годы прошли насыщенно и целеустремленно. Благодаря ему многие украинские и французские предприниматели установили между собой крепкие бизнес-связи. Мишель же вернулся к семейным традициям. Современные реалии и стечение обстоятельств не дали ему возможности вернуть себе фамильный статус «сахарозаводчика». Но благодаря ему на тысячах гектаров бесценного украинского чернозема сегодня выращивают лен, промышленную коноплю, рапс, и другие традиционные для этого региона культуры.

Книга «В поисках клада семьи Терещенко» не только и не столько о полях, а о людях, которые населяют нашу прекрасную страну. За годы, проведенные в Украине, Мишель повстречал на своем жизненном пути множество неординарных личностей. Здесь он:
  • встретит свою синеглазую любовь и примет разлуку с ней. Интересно, вспоминает ли он, глядя на поля цветущего льна, глаза своей Натали?
  • познакомится со многими трудолюбивыми предпринимателями и немногими находчивыми шарлатанами;
  • заведет дружбу с людьми, которые в Киеве, Глухове и в других городах чтят память о его предках;
  • создаст «Фонд наследия Терещенко», который вместе с героическим персоналом больницы «Охматдет» и Центра детской кардиологии и кардиохирургии борются за жизни и здоровье маленьких украинцев;
  • заслужит уважение жителей Глухова и Глуховского района.
Трех Анастасиевский кафедральный собор в Глухове
«Стремлением к общественным пользам» - именно такой смелый и ответственный слоган был размещен на фамильном дворянском гербе Терещенко. И они неукоснительно его соблюдали. Мишель не только чтит память о своих предках, но и достойно несет возложенный на себя груз ответственности.

C момента написания книги прошло три года. За это время украинцы однозначно заявили, что они больше не будут частью Российской империи. Но реакция нашего северного соседа на этот выбор затмила самые пессимистические прогнозы. Экономика страны пытается нащупать свое  дно. А украинцы продолжают делать то, что им практически не пришлось делать 24 года назад - отстаивают свою независимость. И борются при этом как с внешним врагом, так и врагом внутренним, который несмотря на всю военную мощь первого, гораздо опаснее за него. Другой альтернативы для страны теперь просто не существует.

Рапсовое поле возле села Баничи. Во-первых, это красиво
Не видит этой альтернативы для себя и потомок династии выдающихся предпринимателей-меценатов. Теперь уже будучи гражданином Украины он:
  • привлекает в страну иностранных инвесторов;
  • обрабатывает тысячи километров украинских черноземов;
  • помогает деткам, страдающим пороком сердца;
  • оказывает помощь бойцам АТО;
  • ведет общественную деятельность;
  • продолжает активно жить проблемами Киева и Глухова, регулярно преодолевая 300-т километровое расстояние по пока еще нетипичному для Украины прекрасному шоссе;
  • без пафоса и популизма делает нашу страну более перспективной и привлекательной.
Уверен, список этот далеко не исчерпывающий. Пожелаем Мишелю Петровичу Терещенко быть достойным потомком своих гениальных предков. На сегодняшний день это у него получается «на отлично»


P.S. А себе и всем украинцам хочу пожелать,  чтобы и Киев, и мой родной Глухов (и вся Украина) выглядели хотя бы так (для начала), как шоссе, которое их соединяет!







вторник, 19 мая 2015 г.

Выжить, чтобы Жить

Сказать жизни «Да!»
«Эсэсовец стоит в непринужденной позе, подпирая левой рукой правый локоть, подняв правую кисть и делая указательным пальцем легкое движение - налево, направо, но чаще налево. ...Он испытующе смотрит на меня, похоже, он колеблется или сомневается; затем кладет обе руки мне на плечи, я стараюсь не сутулиться, стою навытяжку, и он медленно разворачивает меня направо..."

Стоило тогда эсэсовцу указать налево, и книге «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере» было бы не суждено появиться на свет.

Что должен испытывать человек, жизнь и смерть которого зависит от направления пальца «судьи»? В отличие от гладиаторов Древнего Рима, жертвы этих «судов» даже не имели возможности завоевать симпатии публики и императора, тем самым продлив себе жизнь как минимум до следующего боя. Критерием, который давал возможность не попасть в газовую камеру, были физические данные и здоровье узников концлагерей. Но этот фактор, как имел несчастье убедиться в этом автор, был далеко не единственным для дальнейшего выживания.

Виктор Франкл. Человек, который нашел смысл
Виктор Франкл не только прошел все круги нацистского ада, но и оставил человечеству огромное наследство. Его многочисленные научные труды стали основой логотерапии - науки о смысле жизни.

Книга «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере» не о зверствах нацистов и не об устройстве "фабрики смерти". Об этом написано много другой литературы. В первую очередь его книга не о смертях, а о том, что давало возможность выжить.

Именно стремление закончить начатую научную работу и любовь к своей жене помогли Франклу выжить там, где, казалось бы, все обстоятельства были против этого. Своим, а также огромным количеством других  примеров, австрийский психолог доказал, что наибольшие шансы выжить были не у тех, кто обладал наиболее крепким здоровьем, а у тех, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жил.


Несмотря на то, что в годы войны Франкл потерял почти всех своих родственников, он прожил долгую (1905-1997) и насыщенную жизнь. Жизнь, которая была наполнена смыслом. А его маленькая (но только по объему) автобиографическая книга «Сказать жизни «Да!», как выразился Карл Ясперс: «принадлежит к числу немногих величайших человеческих творений».

Какими бы сильными не было переживания, как бы не опускались руки, какие бы  душевные и физические страдания не терзали человека, все это гораздо легче выдержать, если  движущей силой его поведения является поиск смысла жизни и его реализация. И пример Виктора Франкла тому наилучшее подтверждение!

Три цитаты из книги:
  1. В конце концов, Богу, если он есть, важнее, хороший ли Вы человек, чем то, верите Вы в него или нет.
  2. Своеобразное «заполнение» человеческой души страданием можно было бы сравнить с тем, что происходит, когда в какое-нибудь помещение попадает газообразное вещество. Как бы велико не было это помещение, газ равномерно заполняет весь его объем. Так и страдание заполняет всю душу, овладевает всем сознанием, независимо от того, велико оно или мало. Выходит, что страдание может быть относительным, как, впрочем, относительна и радость. Ведь человеку подчас бывает достаточно и совсем малого, чтобы буквально прийти в восторг.
  3. Доброго человека можно встретить везде, даже в той группе, которая, безусловно, по справедливости заслуживает общего осуждения. Здесь нет четких границ! Не следует внушать себе, что все просто: одни - ангелы, другие - дьяволы. Напротив, быть охранником или надсмотрщиком над заключенными и оставаться при этом человеком вопреки всему давлению лагерной жизни было личным и нравственным подвигом. С другой стороны, низость заключенных, которые причиняли зло своим же товарищам, была особенно невыносима. 

среда, 13 мая 2015 г.

«Долг следователя заключался в том, чтобы соскрести слой невиновности и обнаружить под ним преступление. Если вина все-таки не обнаруживалась, значит они скребли недостаточно глубоко и тщательно»



Эта книга могла бы стать отличной антиутопией в одном ряду с «1984» Оруэлла и «451 по Фаренгейту» Брэдбери. Если бы не одно «но» - это не антиутопия, а история из жизни страны, в которой жили мы и предшествующие нам поколения. Итак, Том Роб Смит и его «Малыш 44».

Книга произвела на меня двойственное впечатление. По жанру это детектив. И я не могу назвать «Малыш 44» вершиной этого литературного жанра. Но роман Тома Роба Смита «зацепил» совсем другим. Психологические портреты героев на фоне оголенного нерва сталинской эпохи. Именно за них я ставлю автору и его произведению наивысшую оценку!

Добро пожаловать в Советский Союз 1953 года. Страну сотрясает череда ужасных смертей детей и подростков. Маньяк? Но разве в стране, которая идет к коммунизму, такое возможно? Этот вопрос мучает и Льва Демидова - следователя МГБ (Министерства государственной безопасности). Долгие годы он был частью системы и обеспечивал ее бесперебойную работу Но именно ему придется искать убийцу и тем самым разворошить трагедию своего детства.
И вот уже Лев из вершителя (и разрушителя) судеб и сам превращается во врага народа.


Перед героями романа стоит жестокий выбор. Ведь на кону вовсе не приз, а их свобода и даже жизнь:
  • стоит ли отцу продолжать настаивать на том, что его сын был убит, или смириться с официальной версией «несчастный случай»?
  • как поступить со своим другом, который скрывается от следствия? Помочь ему или же позвонить «куда следует»?
  • что делать, если тебе отдали приказ следить за собственной женой, которую подозревают в гос.измене? 



А в уважаемого московского ветеринара нет даже такого выбора. Ведь если за тобой следят органы гос.безопасности, значит ты уже виновен. И побег является тем призрачным, но единственным способом выжить. И как тут не вспомнить еще одну цитату: «Можно было сколько угодно тешить себя мыслю, что вы никогда не совершите кражу, изнасилование или убийство, но при этом никто не был застрахован от обвинения в антисоветской агитации, контрреволюционной деятельности и шпионаже. Ведь никто не знал в точности, в чем эти преступления заключаются".

Автор сумел внести в книгу печальную правду сталинской эпохи СССР:
  • допросы и пытки «врагов народа»;
  • быт советских граждан и его отличие от быта «избранных»;
  • работа милиции и работа органов гос.безопасности, как две параллельные реальности;
  • «стукачество» - образ жизни советского человека или же инстинкт самосохранения?;
  • государство и взаимодействие с «социально близкими» ему элементами. 
Но было ли все вышеизложенное правдой? Например, в министерстве культуры России считают совсем по другому. За два дня до выхода картины режиссера Даниэля Эспиносы минкульт обнародовал заявление «о недопустимости проката картины «Номер 44» и «подобного рода фильмов» в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также «искажения исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи». Режиссер же  истинную причину запрета видит не в этом, а в параллели между сценами преследования гомосексуалистов в Советском Союзе с тем, как этот вопрос решается в сегодняшней России.


«Номер 44».Премьера, которая не состоялась
Но каковой бы не была истинная причина запрета, остается факт - российские зрители картину не увидели.Также фильм был снят с проката в Украине, Грузии, Белоруссии, Киргизии, Казахстане и Узбекистане.

Ну что же... Поблагодарим российский минкульт за дополнительный ажиотаж. Сам фильм несмотря на запреты уже в ближайшее время сможет увидеть любой желающий. А уже сегодня благодаря «Клубу семейного досуга» вы можете отправится в путешествие по страницам романа Тома Роба Смита. Книги далеко не однозначной, но однозначно интересной!

P.S. Чтобы глубже прочувствовать «Малыш 44», рекомендую две книги совсем иного жанра: «Архипелаг ГУЛУГ» Солженицына и «Сад Гетсиманський» Ивана Багряного.